ГОСТы и стандарты

Здесь можете ознакомиться с принятыми стандартами оформления работ. Копию документа можно СКАЧАТЬ

Введение

В соответствии с учебными планами студенты учебных заведений выполняют различные виды письменных работ. Основные цели выполнения письменных работ в вузе:

систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач;

развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладение методиками и общими принципами исследования;

формирование и развитие умения логично и грамотно излагать литературные научные данные и материалы собственного исследования;

Первые учебные шаги в этом направлении - выполнение контрольных и реферативных работ. Это наиболее простые формы письменных работ, прежде всего отражающие способность студента воспринимать и передавать информацию. Позже студенту предстоит выполнение курсовых и дипломных работ, которые уже требуют исследовательских навыков, способности систематизации и осмысления уже существующего знания и выработке на этой основе новых идей, решений каких-либо теоретических или практических задач.

Исследовательские умения - это умение вести наблюдения, работать с первоисточниками, использовать достижения смежных наук, анализировать явления и на этой основе решать поставленную задачу, выдвигать гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты эксперимента, обобщать материал в виде курсовой или дипломной работы.

Общая схема научного исследования:

  1. Выбор общего направления самостоятельного исследования.
  2. Систематизация информации по теме (стадия информационного поиска и обобщения).
  3. Вычленение конкретной проблемы исследования, обладающей достаточной научной новизной.
  4. Обоснование актуальности выбранной темы.
  5. Постановки цели и конкретных задач исследования.
  6. Определение объекта и предмета исследования.
  7. Выбор методов (методики) проведения исследования.
  8. Описание процесса исследования.
  9. Обсуждение результатов исследования.

Научное творчество предполагает создание новых теорий и концепций. Теории система-тизируют идеи и результаты исследования, объясняют факты.
Теории не только интегрируют факты, они также дают возможность выдавать прогнозы (называемые гипотезами), которые можно проверить.
Хорошая теория соответствует следующим требованиям:

  1. Логически суммирует широкий спектр наблюдений.
  2. Делает конкретные прогнозы, которые можно использовать для того, чтобы:
    • подтвердить или модифицировать теорию;
    • генерировать новое исследование;
    • предложить практическое применение.

В ходе научного исследования исследователь стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического под-хода к его изучению.

Общие методы научного познания обычно делятся на три большие группы:

  1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
  2. методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
  3. методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Как мы уже отметили, основными видами письменного оформления учебного и научного творчества в системе высшей школы являются контрольная, реферативная, курсовая и дипломная работы. Подготовка и защита названных работ имеет ряд организационных и методических особенностей. Ознакомление с данными рекомендациями поможет студентам рациональнее организовать свою учебную и научно-исследовательскую работу.

Учебник, учебное пособие - книга, предназначенная для обучения какому либо предмету, учебной дисциплине. Представляет собой сжатый обзор наиболее признанных теоретических положений в области конкретного предмета. Учебник имеет четкую структуру в соответствии с программой изучения данной дисциплины, что позволяет студенту составить общее представление об основных понятиях, проблемах, вопросах предмета. Эффективен при подготовке к экзамену или контрольной работе.

Монография - научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Необходима студенту для глубокого, детального знакомства с научной проблемой, наиболее полезна при выполнении курсовой и дипломной работ.

Научная статья - сочинение небольшого размера, опубликованное в специальном научном журнале или в научном сборнике. Статья обычно раскрывает какой-либо аспект рассматриваемой проблемы, в ней могут излагаться данные конкретных исследований. Поиск статей облегчается тем, что в последних номерах научных журналов содержится перечень опубликованных в них в течение года статей.

Диссертация - квалификационная научная работа по конкретной теме, защищаемая автором в диссертационном совете для получения ученой степени. В диссертации систематизируется и обобщается научное знание по рассматриваемой проблеме, описывается совокупность новых научных результатов и положений, предлагаемых диссертантом. Фактически это монография, изданная на правах рукописи. Диссертации хранятся в библиотеке, научно-информационном отделе по месту защиты. Использование диссертаций иногда полезно при подготовке дипломной работы, так как позволяет шире представить изучаемую проблему.

Автореферат диссертации - краткое изложение основных положений диссертации. Рассылается в библиотеки вузов согласно списку, утвержденному соответствующим ученым советом. В читальном зале вуза обычно можно найти авторефераты, написанные по тем отраслям знания, по которым ведется подготовка в данном вузе.

Сайт в Интернете - электронный носитель информации. Эффективен преимущественно для получения общей, популярной информации по рассматриваемому вопросу, но с развитием сети расширяется возможность получения электронных вариантов научной и учебной литературы.

Контрольная работа - это форма проверки знаний по отдельным вопросам изучаемой дисциплины, своего рода письменный экзамен. При написании контрольной работы удобнее всего пользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, так как вопросы контрольной составляются на основе стандартной программы курса обучения. По некоторым предметам контрольная работа может быть представлена в виде задач. Контрольная работа еще не предполагает навыков исследовательского умения, ответы на вопросы контрольной работы должны демонстрировать добротное знание и понимание существа рассматриваемой проблемы, правильное решение задач.

Оформление контрольной работы обычно предполагает указание фамилии и группы выполнившего, приведение текста задания и самого ответа. Контрольная работа может оцениваться по пятибалльной системе или быть зачтенной/не зачтенной. Оценки контрольной работы обычно влияют на итоговый зачет по предмету, либо сами являются формой зачета. Объем контрольной работы колеблется от 5 до 10 страниц машинописного текста. Контрольная работа может быть выполнена как "от руки", так и в машинописном виде, что, конечно, предпочтительнее.
Особое значение контрольная работа приобретает для студентов дистанционного образования и заочной формы обучения, так как требует сосредоточенной работы над вопросами изучаемого курса, что помогает включиться в круг проблем данной дисциплины.
Общие требования к выполнению рефератов.

В изначальном смысле реферат - это краткое изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями. В вузе роль первичного документа выполняет какое-либо научное издание, монография, статья. Второе значение этого понятия - доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, далее будем называть это вид работы "реферат-доклад". Обычно студент сталкивается и с той, и с другой формой реферата.

Перед началом выполнения задания следует уточнить его специфику у своего преподавателя. Заглавие реферата может определять следующими параметрами:

  1. заданной темой реферата-доклада;
  2. названием реферируемого документа, если реферируется только один источник и полностью;
  3. названием части реферируемого документа, если реферат составляется на часть источника.

Реферат составляется по следующему примерному плану:

  1. тема, предмет изучения, цель реферируемой работы;
  2. методы проведения исследования в реферируемой работе. Если они новы, то их следует описать, если широко известны, то их следует только назвать;
  3. существо работы, конкретные результаты работы. Приводятся основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, при этом предпочтение отдается новым результатам;
  4. выводы (оценки, приложения), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в реферируемом источнике.

Если же реферат выполняется по нескольким источникам (реферат-доклад), необходимо написать вводную часть, раскрывающую общие подходы к рассматриваемой проблеме, и показать те особенности темы, которые вы собираетесь раскрыть, основываясь на реферируемых источниках, в конце работы сделать обобщающие выводы и заключения. Также необходимо в реферате-докладе оформлять ссылки на каждый реферируемый источник. Наиболее удобный способ оформления ссылок при выполнении всех видов письменных работ - после цитаты или упоминания в квадратных скобках указать номер источника по списку литературы, приведенному в конце работы, а через точку после номера указать цитируемые или реферируемые страницы. Например: [2, С. 25]. ( См. подробнее: в подпунктах "Затекстовые примечания" и "Алфавитный способ построения списка использованных источников и литературы" в теме 7).

Обычно в реферате избегают вводных, общих фраз (например, "автор статьи рассматривает"), излагают материал кратко и точно. Умение отделять основную информацию от второстепенной - одно из основных требований к реферирующему. Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный прием, названный условно фильтрацией и сжатием текста, который включает в себя две операции:

  1. разбивку текста на части по смыслу;
  2. нахождение в каждой части текста одного слова, краткой фразы или обобщающей формулировки, выражающих основу содержания (ключевое понятие) этой части.

Обычно объем реферата как учебной работы - от 5 до 25 машинописных страниц. Разделение текста на подразделы и его оглавление при выполнении реферата по одному источнику не обязательно, при выполнении реферата-доклада желательно структурировать текст и предварить его оглавлением, которое расположить вслед за титульным листом. Титульный лист реферата должен отражать название вуза, название факультета и кафедры, на которой выполняется данная работа, название реферата, фамилию и группу выполнившего, фамилию и ученую степень проверяющего. После текста реферата следует привести список реферируемых источников с указанием их полных библиографических данных.
Общие требования к выполнению и защите курсовой работы.

Курсовая работа является первой работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы. Тема курсовой работы не может носить описательного характера, в формулировке теме должна быть заложена исследовательская проблема.
Курсовая работа подготавливает студента к выполнению более сложной задачи - дипломной работы. Рекомендуем тщательно ознакомиться с данной темой, так как здесь изложены основные требования к любой научной работе.

Темы курсовых работ предлагаются и утверждаются кафедрами. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения курсовой работы по конкретной дисциплине готовятся кафедрой. Студенты самостоятельно выбирают дисциплину и тему курсовой, но в рамках учебного плана. Студент также может предложить свою тему курсовой работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки. Студенты записываются на выполнение курсовых у лаборантов соответствующих кафедр, согласовывают с деканатом и преподавателем сроки своевременной сдачи курсовой работы.

Рационально темы курсовых работ, выполняемых студентами за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они вместе с дипломной работой составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Желательно публичное проведение процедуры защиты курсовой работы. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения.

Структура курсовой работы предполагает наличие:

  1. титульного листа;
  2. содержания;
  3. введения;
  4. основной части, состоящей из глав и параграфов;
  5. заключения;
  6. списка использованной литературы;
  7. приложений.

Оформление титульного листа смотрите в Приложении 1. Тема должна быть указана без кавычек и без слова "тема". Формулировка тема должна быть по возможности краткой и соответствовать содержанию работы. Объем курсовой работы от 20 до 40 страниц машинописного текста. Методика исполнения остальных элементов курсовой работы в целом соответствует дипломной работе (ознакомьтесь также с темой 5), но, разумеется, в курсовой работе рассматри-вается менее комплексная и сложная проблема.

Основная часть курсовой работы может состоять из 2-3 глав, которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и пара-графов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.
В основной части курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. Методики практического исследования зависят от дисциплины, по которой пишется работа. Специальные методические рекомендации и указания студенту предоставляются кафедрой и научным руководителем. В курсовой работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические, диагностические и т.п. методы конкретной науки.
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.
Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над курсовой работой. Количество использованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 15-20.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.
Общие требования к выполнению и защите дипломной работы
Выполнение дипломных работ является заключительным этапом обучения студентов в вузе и имеет своей целью:

  1. систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и производственных задач;
  2. развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;
  3. выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в современных условиях.

Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры. Темы должны быть сформулированы таким образом, чтобы в них содержалась исследовательская задача. Тематика дипломных работ определяется выпускающими кафедрами, затем рассматривается деканом факультета и утверждается приказом ректора. Общий перечень тем дипломных работ ежегодно объявляется.
Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы. Студент может предложить для дипломной работы свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Закрепление за студентом темы дипломной работы по его личному письменному заявлению (Приложение 2) по представлению кафедры оформляется приказом ректора академии перед направлением студента на последнюю практику.
В соответствии с темой дипломной работы руководитель дипломной работы выдает студенту задание по изучению объекта практики по сбору материала к дипломной работе. Одновременно студенту выдается задание на дипломную работу, составленное руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окончания (Приложение 3). Это задание вместе с работой предоставляется в ГЭК.
Руководители дипломных работ назначаются приказом ректора по представлению кафедры из числа профессоров и доцентов, высококвалифицированных специалистов академии, других учебных заведений и предприятий.
Руководитель дипломной работы выдает задание на дипломную работу; оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период дипломной работы; рекомендует студенту необходимую литературу, справочные и архивные материалы и другие источники по теме; проводит систематические консультации; проверяет выполнение работы (по частям и в целом).
В случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломной работой. Консультантами по отдельным разделам дипломной работы могут назначаться профессора, доценты высших учебных заведений, научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы и ставят под ней свою подпись.
До начала выполнения дипломной работы выпускающая кафедра разрабатывает методические указания и требования к дипломной работе применительно к специальности.
Дипломная работа должна иметь логическую научную структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материалы проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации. Прежде чем приступить к подготовке дипломной работы ознакомьтесь обязательно с темой 4 (Общие требования к выполнению и защите курсовой работы), так как в ней изложены принципы подготовки любой научной работы, более полно раскрыты описываемые в данной теме понятия.
Структурными элементами дипломной работы являются:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть, состоящая из разделов и параграфов;
  5. заключение;
  6. список использованных источников и литературы;
  7. приложения.

Титульный лист является первой страницей работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На титульном листе (Приложение 4) приводят следующие сведения:

  1. полное наименование вышестоящей организации, вуза, факультета, выпускающей кафедры;
  2. отметка заведующего выпускающей кафедры о допуске к защите;
  3. тема дипломной работы - без слова "тема", без заключения в кавычки;
  4. фамилия, полные имя и отчество, группа дипломника и его подпись;
  5. фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание научного руководителя и его подпись;
  6. место и год выполнения дипломной работы.

Содержание (Приложение 5) включает перечисление всех структурных элементов работы, исключая титульный лист, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы.
Если в работе используются малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины, то их следует представить в виде отдельного перечня после содержания.
Во введении раскрываются актуальность и новизна темы, ее научная и практическая значимость, основные направления ее исследования. Формулируются цели и задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, а также характеризуются источники, материалы, методики, методология, использованные в процессе исследования. Описывается структура дипломной работы. Объем введения в дипломной работе не более 6 страниц машинописного текста. (Подробнее см. в теме 4.)
Основная часть должна содержать данные, отражающие сущность проблемы, методику и основные результаты выполненного исследования:

  1. теоретический обзор - обобщение на базе анализа литературных источников по теме, обосновывающее выбор направления исследования, авторская позиция по теме и ее отдельным аспектам;
  2. методы решения задач, описание методик и техник исследования, их сравнительная оценка, разработка общей методики исследования;
  3. теоретические и (или) экспериментальные исследования, описание их характера и содержания;
  4. обобщение и оценку результатов исследований, оценка полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности получен-ных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.

Основную часть дипломной работы следует делить на главы. Главы основной части могут делиться на пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.
Литературный обзор в теоретической части лучше построить по принципу дедукции - "от общего к частному". Необходимо показать, частью какого общего проблемного поля является исследуемая тема, каких теоретических концепций, парадигм придерживается студент, по каким соображениям. Если студент пытается проанализировать несколько подходов к обсуждаемому предмету, то изложение этих подходов должно быть между собой соразмерно по объему. В теоретической главе необходимо четко разграничить излагаемые концепции авторов и ваши собственные мнения, оценки, выводы, возражения. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях (теоретического аспекта, конкретной сферы, отрасли, предприятия).
В начале теоретической главы желательно остановиться на ключевых понятиях, которые используются в исследовании и дать их рабочие определения (ваши авторские или других авторов с обязательной ссылкой на первоисточник). Везде, где идет речь о литературных источниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на источники и литературу (способы оформления ссылок смотрите в теме 7 "Оформление библиографического аппарата").
Некоторые правила использования цитат:

  1. соразмерная краткость - цитаты должны быть не очень объемными и их в тексте не должно быть слишком много;
  2. точность - нужно сохранять все выделения, сделанные автором, в случае пропуска час-ти текста внутри цитаты нужно ставить многоточие, а также тогда, когда предложение цитируется не с начала и не до конца;
  3. соответствие контексту изложения - цитаты по содержанию должны подходить логике излагаемого материала, не цитируйте ради цитирования и придания тексту наукообразия.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития исследуемого объекта (теоретического или практического). При описании выбранных студентов методик и техник исследования всегда нужно делать ссылки на первоисточники - где и когда была предложена методика или техника, кем апробирована и адаптирована. Методы исследования зависят от конкретной отрасли науки.
Третья глава (может быть и подпунктом второй главы) носит проектный или рекоменда-тельный характер, то есть если исследование имеет практическое применение, то глава должна содержать разработку рекомендаций по конкретному использованию результатов дипломной работы.
Обязательной для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.
Заключение должно содержать основные выводы, обобщения и итоги, полученные в ходе работы. Они должно быть краткими, четкими, тезисно изложенными, но вместе с тем отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования исследуемой проблемы.
Список использованных источников и литературы должен содержать сведения об источниках (законах, различных документах, государственных стандартах, монографиях, учебниках и т.п.), использованных при подготовке дипломной работы. Количество использованных источников и литературы в дипломной работе не менее 30-40. В списке не должно быть источников, на которые нет ссылки в тексте дипломной работы.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной дипломной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
В приложения могут быть включены:

  1. материалы, дополняющие работу;
  2. промежуточные доказательства, расчеты;
  3. таблицы вспомогательных цифровых данных;
  4. иллюстрации вспомогательного характера и др.

Объем дипломной работы обычно 55-70 страниц машинописного текста. Законченная дипломная работа, подписанная студентом на титульном листе и на последней странице текста, представляется руководителю, как минимум за 15 дней до защиты. После просмотра и одобрения дипломной работы руководитель подписывает ее на титульном листе и вместе со своим письменным отзывом представляет заведующему кафедрой. В отзыве дается характеристика проделанной работы по всем главам работы, определяется актуальность темы работы, степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в работе. В отзыве должны содержаться предложения об использовании полученных результатов, а также, на основании соответствия дипломной предъявляемым требованиям, рекомендация работы к защите. Не допускается ограничивать содержание отзыва пересказом разделов работы.
Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите дипломной работы и делает отметку на титульном листе работы. В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры представляется на утверждение ректору академии.
Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется на рецензию. В рецензии устанавливаются: актуальность избранной темы, новизна исследования и полученных результатов; авторский подход к рассматриваемой проблеме, умение пользоваться методами научного исследования, степень обоснованности и достоверности каждого положения, выводов и заключений, сформулированных в дипломной работе; практическая значимость выводов и рекомендаций дипломника; соответствие работы требованиям к дипломной работе. В рецензии также должны быть отмечены достоинства и недостатки по содержанию (степень логичности, наличие фактических ошибок, степень соответствия темы работы содержанию и др.) и оформлению дипломной работы и мнение о работе в целом.
Содержание рецензии доводится до сведения автора работы за два-три дня до защиты, с тем, чтобы он мог подготовить аргументированные ответы по существу предъявленных замечаний.
Состав рецензентов утверждается приказом ректора академии по представлению выпускающей кафедры из числа специалистов производства, научных учреждений, других высших учебных заведений, а также из числа преподавателей академии.
Отзыв и рецензия печатаются на специальном бланке ВАГС.
Подготовка к защите дипломной работы.
Публичной защите дипломной работы предшествует этап предварительной защиты. Рекомендуется проводить предзащиту дипломного исследования за 1-1,5 месяца до защиты. Предзащита проходит на выпускающей кафедре, на заседании секции. На предзащиту студент выносит основные положения дипломной работы и представляет ее черновой вариант. Автор должен хорошо ориентироваться в теоретическом и практическом материале избранной темы, и аргументировано ответить на вопросы присутствующих преподавателей и студентов. На предзащите уточняется формулировка темы, о чем делается соответствующая отметка в документах кафедры. Результаты предзащиты оформляются протоколом кафедры и представляются в деканат. На основании предзащиты и заявления научного руководителя список студентов, не прошедших предзащиту, также оформляется протоколом кафедры и представляется в деканат.
Защита дипломной работы.
Защита дипломной работы проходит на заседании Государственной аттестационной комиссии, члены которой утверждаются приказом ректора.
В государственную аттестационную комиссию представляются:

  1. текст дипломной работы;
  2. текст отзыва научного руководителя;
  3. текст рецензии с подписью рецензента, заверенной отделом кадров предприятия или учреждения, в котором он работает.

Защита дипломной работы проходит публично, носит характер научной дискуссии. Про-цедура защиты начинается с объявления председателя ГАКа о защите дипломной работы, указывается ее название, фамилия, имя, отчество автора и сообщается наличие необходимых документов.
Затем слово предоставляется автору работы для сообщения основных результатов дипломного исследования. Для доклада автору отводится 9-12 минут, поэтому в докладе следует выделить основные положения и результаты исследования. Выступление должно быть построено на основе заранее подготовленных тезисов или полного текста выступления, содержание которого обсуждено с научным руководителем. В структурном соотношении выступление можно разделить на три части. Первая часть в сокращенном виде представляет введение работы - отмечается актуальность избранной темы, дается описание проблемы, формулировка целей и задач исследования, определяются объект и предмет исследования, а также методы, с помощью которых получен фактический материал, характеристика общей структуры работы. Во второй части характеризуется каждый раздел работы, при этом особое внимание уделяется результатам самостоятельного исследования. Третья часть выступления строится по тексту заключения. Автор представляет выводы и те практические рекомендации, которые содержатся в его работе.
После выступления авторы зачитываются отзыв и рецензия (или слово предоставляется научному руководителю и рецензенту), студенту предоставляется слово для ответа на замечания и пожелания рецензента и научного руководителя.
Затем начинается научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. В устной форме автору могут быть заданы вопросы, не выходящие за рамки проблемы исследования. Ответы на заданные вопросы должны быть четкими, логичными, аргументированными.
На закрытом заседании члена ГАКа подводят итоги защиты и принимают решение об ее оценке. Решение принимается простым большинством членов комиссии, при равном числе голосов голос председателя является решающим. Председатель ГАКа объявляет оценку по итогам защиты всем присутствующим и закрывает заседание.
Дипломная работа после защиты хранится в библиотеке академии, при ее использовании должна быть сделана ссылка на нее. При необходимости передачи дипломной работы на пред-приятие или в учреждение для внедрения в производство с нее снимается копия.

Общие требования
Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выпол-нение работы желательно (дипломной - обязательно) осуществлять машинописным способом или с применением печатающих устройств ЭВМ на одной стороне листа белой бумаги через 1,5-2 интервала. Для работ, выполненных на печатающих устройствах вывода ЭВМ, высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 12 Times New Roman C с двойным интервалом или шрифт 14 Times New Roman C с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57-60 знаков в строке, 28-30 строк на странице.
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.
При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.
Вписывать в отпечатанный текст работы отдельные слова, формулы, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения маши-нописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью.
Заголовки структурных элементов работы ("СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ") и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Нумерация страниц работы
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумера-цию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Нумерация глав, пунктов и подпунктов
Главы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами.
Главы работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: 1.; 2.; 3. и т.д.
Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер пункта включает номер глав и порядковый номер пункта, разделение точкой, например 1.1.; 1.2.; 1.3. или 1.1.1.; 1.1.2.; 1.1.3. и т.д.
Номер подпункта включает номер главы, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например, 1.1.1.1.; 1.1.1.2.; 1.1.1.3. и т.д.
Если глава или пункт имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (под-пункт) не следует.
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, диаграммы и др.) можно располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, так и в конце его. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.
Графический материал основной части текста следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если в тексте только один рисунок, то он обозначается "Рисунок 1". Допускается в текстах большого объема нумерацию осуществлять по разделам этого текста. Тогда номер рисунка будет состоять из номера раздела и номера рисунка в разделе, разделенных точкой. Например - Рисунок 1.1.
Иллюстрации в приложениях обозначают арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например - Рисунок А2.
Если иллюстрации имеют наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст), то слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1. Структура внешней среды организации.
При ссылках на иллюстрации следует писать "в соответствии с рисунком 3".
Таблицы
Таблицы применяют для большей наглядности результатов расчета, анализа и удобства сравнения различных показателей. Название таблицы должно быть кратким и точным. Название следует помещать над таблицей, после номера таблицы. Таблицы основной части текста нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией. (Пример: Таблица 5. Характеристика основных стилей руководства).
Если таблица настолько велика, что не помещается на одной странице по длине, ее можно перенести на следующую, но тогда пишут: "Продолжение таблицы 5", "Окончание таблицы 5".
На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте пояснительной записки.
Заголовки граф и строки таблиц следует писать с прописной буквы, подзаголовки граф со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.
Перечисления и примечания
Перечисления, при необходимости, могут приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например: 1); 2); 3) и т.д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа.
Примечания следует помещать в работе при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Слово "Примечание" следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.
Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:
П р и м е ч а н и е...................................
П р и м е ч а н и я:
1. ...................................................................................................
2. .................................................................................................
Формулы и уравнения
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосред-ственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в определенную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знаков равенства (=), плюс (+), минус (-), умножения ( * ), деления (/) или других математических знаков.
Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Если в работе только одна формула или уравнение, их не нумеруют.
Сокращения
Не допускается сокращение слов или словосочетаний, если возможно различное понима-ние текста.
Возможны следующие сокращения:

  1. принято сокращать слова "глава" - гл., "рисунок" - рис., "параграф" - п., "таблица" - табл., "страница" - с., "год" - г., "годы" - гг., если они употребляются с порядковыми числи-тельными;
  2. на протяжении всего текста все однотипные слова должны сокращаться единообразно или не сокращаться вообще (например, употреблять слово "год" в сокращенной форме, а слово "век" - в полной, или же в одном месте текста писать "то есть", а в другом - "т.е.";
  3. не однобуквенные графические сокращения никогда не удваиваются при перечислении (правильно: "в табл. 5,6 и 10-"; неправильно: "в табл. табл. 5, 6 и 10"), а однобуквенные, как правило, удваиваются (например: "в пп. 5, 6 и 7 инструкции-");
  4. если сокращенное слово относится к ряду чисел, имен, названий, оно не повторяется у каждого члена ряда ("рис. 5, 6 и 7 показывают-", а не "рис. 5, рис. 6 и рис. 7 показывают-"; "интервалы в 5, 8 и 10 с", а не "интервалы 5 с, 8 с и 10 с-";
  5. порядковые числительные сокращаются так: 5-й (пятый), 5-я (пятая), 5-х (пятых), 5-го (пятого) и т.д. (но не 5-ый, 5-ая, 5-ых, 5-ого);
  6. сложные существительные и прилагательные с числительными в составе сокращаются следующим образом: 15-летний, 20-метровый и т.п. (неправильно: 15-тилетний, 20-тиметровый). Знаки ¦, ¬, % в тексте ставят только при цифрах. Эти знаки, кроме того, не удваиваются, когда они стоят при нескольких числах: ¦ 5, 6, 7; ¬ 1 и 2; 20, 30 и 50 %. Не ставится знак номера перед порядковыми номерами таблиц, рисунков, глав, страниц, приложений (табл. 1, с. 15);
  7. общепринятые сокращения (и др., и пр., и т.д., и т.п., и т.е.) недопустимы в середине предложения, если далее следует согласованное с ним слово (например, надо писать "эти и другие работы", а не "эти и др. работы");
  8. обозначения всех мер пишутся в системе СИ, и после букв не ставятся точки (5 м, 10 с и т.д.). Но если слова, обозначающие единицы измерения, употребляются без цифр, их надо писать полностью (пять метров, десять секунд и т.д.). Существуют следующие сокращения при оформлении списка литературы: бюл. (бюлле-тень), вып. (выпуск), вестн. (вестник), гос. (государственный), зап. (записки), изд. (издание), изд-во (издательство), изв. (известия), им. (имени), ин-т (институт), конф. (конференция), меж-вуз. (межвузовский), науч. (научный), полн. собр. соч. (полное собрание сочинений), ред. (ре-дактор), сб. (сборник), сер. (серия), сост. (составитель), ун-т (университет), учен. (ученый).

Ссылки и список использованных источников и литературы
Ссылки на главы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения следует указывать их порядковым номером, например: "... в разд. 4", "... по п. 3.3.4", "... в подпункте 2.3.4.1, перечисление 3", "... по формуле (3)", "... в уравнении (2)", "... на рисунке 8", "... в приложении А".
Приложения
Приложения следует оформлять как продолжение работы на ее последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с "А", за исключением Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ, Ы. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательности.
Если приложение одно, то его обозначают "Приложение А".
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения, затем по центру следует располагать темати-ческий заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
В тексте должны быть даны ссылки на все приложения.
В приложения в основном выносят следующие материалы:

  1. большой по объему текстовой или наглядный экспериментальный материал;
  2. таблицы с первичными экспериментальными данными;
  3. протоколы экспериментов, дневники наблюдений и т.п.

Оформление библиографического аппарата (ссылки и список использованных источников и литературы)
Основные положения
Библиографические ссылки и притекстовые библиографические списки (списки использованных источников и литературы) являются составной частью справочного аппарата документа и служат источником библиографической информации о документах - объектах ссылки.
Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска.
Прикнижный (пристатейный) библиографический список (список использованных источников и литературы) - библиографическое пособие, содержащее библиографические описания использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов.
За основу библиографического описания принимается титульный лист источника. Если сведений, приведенных на титульном листе, недостаточно, они могут быть заимствованы из других мест книги. При отсутствии титульного листа описание составляется по обложке (переплету).
Библиографические ссылки
Библиографическую ссылку приводят полностью в примечании (внутритекстовом, подстрочном, затекстовом) или в тексте документа, включают частично в текст и частично в примечание.
Для связи текста документа с библиографическими ссылками в подстрочных и затекстовых примечаниях, а также с библиографическими описаниями в прикнижном (пристатейном) библиографическом списке используют отсылки в тексте документа. Отсылки дают в виде цифр (порядковых номеров по списку), звездочек, фамилий авторов и (или) основных заглавий произ-ведений, годов издания, страниц и т.д.
Библиографическую ссылку, выделенную в примечание (внутритекстовое, подстрочное, затекстовое) и содержащую совокупность библиографических сведений о документе - объекте ссылки в объеме, необходимом для его общей характеристики, идентификации и поиска, а также библиографическое описание, включенное в прикнижный (пристатейный) библиографический список, составляют в соответствии с примерами, приведенными в данной теме.
Библиографические ссылки и списки в стереотипных и переводных изданиях допускается приводить в том виде, как они даны в оригинале.
Библиографические ссылки и списки, воспроизведенные из других изданий, приводят с указанием источника заимствования, напримОсобенности составления библиографических ссылок, выделенных из текста во внутритекстовое, подстрочное или затекстовое примечание
Заголовок описания в библиографической ссылке на произведение одного, двух и трех авторов является обязательным.
При необходимости в заголовке библиографической ссылки на произведение четырех и более авторов могут быть указаны имена всех авторов или первых трех с добавлением слов и "др.".
В количественной характеристике библиографической ссылки может быть указана только страница цитируемого фрагмента текста.
Условный разделительный знак точку и тире допускается заменять точкой.