ПРОГРАММА ИТОГОВОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) КОМПЛЕКСНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА «ПСИХОЛОГИЯ» НАПРАВЛЕНИЕ 521000 (030300.62) "Психология" Квалификация - бакалавр

Заказать ответы

РАЗДЕЛ I. «Общая психология».
1. Общая психология как наука
1.1. Становление предмета и методов исследования психологии.
Предмет, объект и основные задачи психологии как науки.
Эволюция взглядов на предмет психологии. Душа, сознание, поведение, бес-сознательное, личность, психика, деятельность как предмет психологии на различных этапах ее развития. Интегративные тенденции в современной психологии.
Психические явления и их отличие от явлений, изучаемых другими науками. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность.
Психика как предмет психологии. История развития взглядов на природу и функции психики, детерминанты ее возникновения и развития. Поиск критериев психики в истории психологии. Антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, мозгопсихизм. Единицы анализа психики. Психика как форма взаимодействия животного организма с окружающей средой. Чувствительность как критерий психики в концепции А.Н.Леонтьева. Понятие об опережающем отражении действительности.

Психология и другие науки. Психология и философия. Психология и естествознание. Психология и социология. Психология и педагогика. Психология и технические науки. Современная структура психологической науки. Отрасли психологии.

Принципы психологии как науки.
Принцип системности. Зарождение системного понимания психики. Система «организм-среда». Понимание системности в различных психологических школах. Развитие системы. Системный подход к деятельности. Принцип активности. Жизнедеятельность как приспособление к среде. Роль внутренней программы и потребностей в организации поведения индивида. Надситуативная активность. Самодвижение активности. Принцип детерминизма. Предмеханический и механический детерминизм. Биологический детерминизм. Психический и социальный детерминизм. Принцип развития. Развитие психики в филогенезе. Роль наследственности и среды. Развитие психики в онтогенезе: факторы и критерии. Возрастная периодизация развития личности. Принцип деятельностного подхода. Принцип личностного подхода. Антропологический принцип.

Психоанализ З.Фрейда. "Глубинный слой" личности, влечения, инстинкты. Психоанализ бессознательной сферы. Фрейдизм как психотерапевтическая техника и теоретическая концепция. Структура психики, либидо. Формы психологической защиты. Методы психоанализа. Роль и задачи психоаналитика. Ограниченность пансексуализма и его преодоление в неофрейдизме. Влияние психоанализа на развитие психологии.

Трансактный анализ Э.Берна как теория эгосостояний и психотехника анализа деятельности, общения и психологических игр. Основные эгосостояния субъекта (Родитель, Взрослый, Ребенок) и их характеристика. "Переключение" эгосостояний и их проявление в жизни. Игра как форма поведения со скрытым мотивом. "Скрипт-программы" жизненного пути человека. Особенности трансактной психотерапии.
Трансперсональная психология С.Грофа в поисках новой теоретической парадигмы психики человека. Исследование форм особого духовного опыта переживаниями в измененных состояниях сознания. Холотропное дыхание и специальная музыка как способы "отключения" сознания. Высвобождение и трансценденция личности. Психодинамические, перинатальные и трансперсо-нальные переживания. Новое понимание психотерапевтического процесса.
Отечественные школы и направления в психологии.
Ананьев Б.Г. Исследование характерогенеза у школьников в 30-е годы ХХ века. Работа в секторе психологии Института мозга по проблеме чувственного познания. Идея целостности человека (индивидуальности) и его развития, представление о зрелости как периоде динамичных изменений, в том числе изменений психофизиологических функций и их взаимосвязей. Идея создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины. Человек: индивид, личность, индивидуальность.

Узнадзе Д.Н. Понимание установки в качестве объяснительного принципа изучения психических явлений. Преодоление постулата непосредственности в ин-троспекции и бихевиоризме. Установка как основа целесообразной избирательной активности субъекта. Неосознаваемая готовность к восприятию и действиям. Направленность и условия возникновения установки. Закономерности смены установок. Метод фиксации в экспериментальном исследовании установки. Отличие трактовки бессознательного от принятого в психоанализе.
Эльконин Б.Д. Развитие положений культурно-исторической теории в области детской психологии. Концепция периодизации психического развития, основанная на понятии "ведущей деятельности". Изучение игры и анализ ее роли в развитии ребенка. Метод обучения чтению путем звукового анализа слов. Проблемы психодиагностики психического развития детей. Вклад в развитие возрастной психологии.

Общение и поведение как формы жизнедеятельности человека.
Общение как разновидность активности личности. Соотношение общения с другими формами активности. Роль общения в развитии и в жизни человека. Качества личности, необходимые для эффективного общения. Общение как вид деятельности и как форма межличностного взаимодействия. Психологические особенности общения в различных условиях деятельности. Нравственно-психологический аспект проблемы поведения. Предметные и социальные особенности поведения личности. Психологические предпосылки просоциального и асоциального поведения личности. Индивидуализм, коллективизм и солидаризм в поведении людей. Поступок как составная часть поведения и психологическая характеристика личности.

1.2. Психология деятельности, сознания и личности
Проблема деятельности в отечественной психологии.
Деятельность как разновидность активности людей. Основные концепции деятельности в современной психологии. Предметность, инструментальность и субъектность деятельности. Влияние предмета деятельности на ее содержание и структуру. Основные компоненты индивидуальной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности личности. Проблема изучения структуры индивидуальной и групповой деятельности. Психологическое содержание различных видов деятельности. Социальное взаимодействие и обмен деятельностями. Единицы анализа деятельности. Функциональный, структурный, системный и личностный подходы к исследованию деятельности. Методы изучения деятельности. Профессиография и психограмма деятельности. Психологические основы эффективности и оптимизации деятельности. Деятельность человека и средовые факторы.

Современные психологические теории личности.
Теории личности в отечественной психологии. Концепции личности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Г.Асмолова, В.Н. Мясищева, В.И. Слободчикова - Е.И. Исаева и др. Концепции личности в современных направлениях зарубежной психологии и ее практических приложениях: психоаналитическом, поведенческом, когнитивной психологии, гештальтпсихологии, нейролингвистическом программировании, психосинтезе, гуманистической психологии, зкзистенциальной психологии. Основные тенденции развития современной персонологии.

Развитие личности.
Движущие силы развития личности. Движущие силы развития личности в различных концепциях. Понимание движущих сил как врожденных потребностей: подкрепление в бихевиоризме, сублимация исходных влечений в психоанализе (гомеостатическая модель З.Фрейда, стремление к преодолению ком¬плексов в индивидуальной психологии А. Адлера, представление о внутренних социальных источниках в неофрейдиз¬ме К. Хорни, Э. Фромма). Развитие личности как имманентное свойство субъекта: когнитивные конфликты, внутриличностное напряжение - в когнитивистской ориентации (теория поля К.Левина, кон¬цепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера); стремление к самоактуализации и развитие иерархии потребностей (А.Маслоу, Г.Олпорт), поиск смысла (В.Франкл), самосозидание (К.Роджерс) в экзистенциалистской ориентации.

Психология индивидуальности личности.
Проблема своеобразия личности. Понятие индивид, личность и индивидуальность. Индивидуальное и типичное в личности. Концепции индивидуальности личности в отечественной и зарубежной психологии. Проявления индивидуальности личности. Самоактуализация личности как проявление её индивидуальности. Индивидуальность и социализация личности. Изменчивость и устойчивость индивидуальности личности. Индивидуальность и направленность личности. Основные формы проявления индивидуальности личности. Идеографический, генетический, лонгитюдный, близнецовый, комплексный, системный и др. методы исследования индивидуальности личности.

Проблема сознания в психологии.
Проблема сознания в психологии и смежных науках. Физиологическая и пси-хологическая активация. Понятие о сознании. Харак¬теристики сознания. Состоя-ния сознания человека. Измененные состояния сознания. Сон и бодрствование. Био-ритмы человека. Сон, фазы сна. Функции сна. Концепции сна (И.П.Павлов, З.Фрейд, В.Ротенберг, Г. Аршавский, П.Гарфильд, Т.Т. Ринпоче).
Общественное и индивидуальное сознание. Возникновение и развитие индивидуального сознания. Роль языка в формировании сознания. Структура и функции сознания (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко). Динамика научного статуса сознания в психологии. Современные направления исследования сознания в отечественной и зарубежной психологии.

Проблема бессознательного в психологии.
Типы и формы проявления бессознательного: неосознаваемые меха¬низмы сознательных действий; несознаваемые побудители сознательных действий; «подсознательные процессы». Вклад глубинной психологии и психотерапии в познание бессознательных механизмов психики человека. Современные направления исследования проблем бессознательного. Проблема бессознательного в психосинтезе, нейролингвистическом программировании, холотропной психотерапии, гештальттерапии, трансперсональной психотерапии и др. видах психотерапии. Бессознательное человека как объект воздействия в воспитании, психотерапии, психологической и информационной войне. Психологические защитные механизмы человека. Внутриличностные конфликты.

Проблема интуитивного, эмоционального и экстрасенсорного отражения реальности. История изучения иррациональных способов познания мира. Отечественные и зарубежные учёные об эмоциональном и интуитивном познании. Бессознательные формы познавательной активности. Имплицитная теория личности. Проблема врожденных знаний. Сновидения как форма отраже-ния реальности. Феномен субсенсорного восприятия. Парапсихология и психотроника. Значение нетрадиционных способов отражения мира для деятельности психолога.

2. Структура и свойства личности
2.1. Направленность личности
Структурные составляющие личности. Интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная стороны личности. Проблема ценностей человека в психологии. Человеческие потребности и ценности. Личностная иерархия ценностей человека. Место ценностей в психической активности людей. Механизм усвоения ценностей. Направленность и ценностные ориентации личности. Структура направленности личности. Формирование направленности личности.

«Я-концепция» личности.
Понятие Я-концепции. Структура Я-концепции. Я-концепция в разных психологических теориях. Функции Я-концепции. Разработка Я-концепции В. Джеймсом. Символический интеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида. Феноменологический подход К. Роджерса. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Механизмы психологической защиты. Развитие Я-концепции.

2.2. Темперамент и его сущность
Темперамент: сущность, типология, свойства. Психология и психофизиология темперамента. История изучение темперамента: вклад Гиппократа, Галена, И.Канта. Представления И.П. Павлова о темпераменте. Темперамент как совокупность психодинамических свойств человека. Современные представления о свойствах темперамента. Характеристика экстравертированности и интровертированности личности. Концепция темперамента В.С.Мерлина и Я. Стреляу. Значение исследований Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина для познания темперамента. Обобщение данных о темпераменте в работах В.Русалова. Методы психодиагностики темперамента. Влияние темперамента человека на особенности выполнения профессиональных задач.

2.3. Характер и способности личности
Характер и особенности его проявления.
История изучения проблемы характера. Характер человека как основа его стабильности, энергии и индивидуальности. Структура характера. Типы характеров. Э.Фромм о социальных характерах. Методы изучения и оценки характера. Акцентуации характера. Понятие акцентуации личности и характера. Концепция К.Леонгарда. Концепция А.Е.Личко. Типы и разновидности акцентуаций: гипертимность, циклоидность, лабильность, сензитивность, шизоидность, истероидность и др. Психодиагностика акцентуаций. Проявление акцентуаций в условиях деятельности и общения.
Способности: сущность, основные виды и их характеристика.

3. Эмоции и мотивация как психологические феномены
3.1. Психология эмоций
Особенности эмоциональной сферы человеческой психики. Понятие об эмо-циях и чувствах. Структура эмоционального процесса. Эмоциональные факторы среды. Компоненты эмоции. Эмоциональные действия и отреагирование эмоций. Разновидности эмоций и чувств. Эмоциональные состояния: тревога, фрустрация и стресс. Специфика проявления аффекта, страсти, гнева и агрессии.
3.2. Характеристика мотивационной сферы
Общая характеристика мотивационной сферы человека.
Сущность, строение и основные проявления мотивации. Классификация по-требностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и другие мотивационные факторы. Функции потребностей в психической активности человека. Динамика потребностей. Основные теории. Концепция потребностей А.Маслоу. Потребности в понимании Х.Мюррея. Потребности в структуре деятельности человека. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Классификация мотивов. Функции мотива. Особенности мотивации человека. Влияние мотивации на деятельность. Методы изучения мотивации. Мотивы активности людей. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Мотивационные процессы и личностные структуры. Типы мотивации.

4. Психические познавательные процессы
4.1. Ощущения: сущность и роль в познавательной деятельности человека
Понятие об ощущении. Роль и место ощущений в познавательной деятельности человека. Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторе. Классификация ощущений. Основные свойства ощущений. Чувствительность и ее измерение. Адаптация органов чувств. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия. Чувствительность и упражнение. Методы исследования ощущений.
4.2. Характеристика восприятия
Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Физиологические основы восприятия. Основные виды восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность. Закономерности восприятия: апперцепция, роль моторных компонентов, внимание и восприятие. Восприятие пространства: восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления. Зрительные иллюзии. Восприятие времени и движения. Подпороговое и экстрасенсорное восприятие. Развитие восприятия.
4.3. Психология памяти
Основные подходы к пониманию памяти. Гипотезы о психологических механизмах памяти. Психологические теории памяти. Виды памяти. Основные характеристики памяти. Закономерности запоминания (Г.Эббингауз). Мнемические функции и свойства. Связь памяти с другими психическими процессами. Память и научение. Овладение процессами памяти. Продуктивность памяти и ее обеспечение. Развитие памяти. Мнемотехнические приемы развития памяти. Условия и приемы эффективного запоминания.
4.4. Внимание и его содержание
Психологическая сущность внимания и его свойства. Функции и виды внимания. Основные теории внимания. Место внимания в структуре познавательной деятельности. Внимание как функция внутреннего контроля. Внимание и сознание. Произвольное и непроизвольное внимание. Основные свойства внимания и способы их оценки. Методы активизации внимания. Роль внимания в различных видах деятельности. Особенности развития внимания.
4.5. Психология воображения
Понятие воображения. Место воображения в системе познавательных функ-ций человека. Воображение и образное мышление. Разновидности воображения. Воображение и творчество. Роль воображения в практической деятельности. Методы исследования воображения.
4.6. Сущность мышления и речи.
Психология мышления. Общефилософские основы исследования мышле¬ния. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психо¬логической мысли. Вюрцбургская школа исследования мыш¬ления. Подходы к изучению мышления в бихевиоризме (Б. Скиннер, В. Торндайк). Исследования мышления в рамках гештальтпсихологии (К. Келлер, К. Дункер). Попытки кросскультурного исследования мыслительных процессов. Мышление в структуре познавательных процессов. Роль и место мышления в развитии человека. Основные мыслительные действия. Формы и виды мышления.

Мышление как форма познавательной деятельности. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование. Понятие промежуточной цели и операционального смысла. Эмоциональное регулирование мышления. Положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Мышление и самосознание. Осознаваемые и неосознаваемые ком¬поненты мыслительной деятельности, их роль на разных этапах процесса мышления.

Сущность, виды и функции речи.
Речь и общение. Развитие комму¬никации в филогенезе. Виды коммуникации. Речевое поведение. Речевая деятельность, речевое действие. Роль речи в протекании психических процессов. Роль речи в развитии интеллекта по Л.С. Выготскому и Ж. Пиаже. Ге¬незис регулирующей функции речи. Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя и внешняя речь. Соотношение внешней и внутрен¬ней речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Структура функции и развитие эгоцентрической речи: полемика Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

5. Проблема воли в психологии.
Особенности волевой регуляции психической активности. Волевое усилие и волевое действие. Произвольные психические функции и воля. Волевые процессы и свойства личности. Воля и эмоции человека. Воля и интеллект человека. Воля и мотивация. Основные теории воли. Концепция воли Н. Аха. Исследование психологии воли В.И. Селивановым, В.А. Иванниковым и другими психологами. Проявления волевых качеств личности.

РАЗДЕЛ II. «Возрастная психология»
1. Характеристика развития ребенка от рождения до младшего школьного возраста.
1.1. Возрастная психология как отрасль психологии
Предмет, задачи и основные проблемы возрастной психологии.
Возрастная психология как отрасль современной психологической науки: предмет, задачи и методы исследования. Возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека как объект возрастной психологии. Законы, зако-номерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности че-ловека в процессе его жизни как предмет возрастной психологии.
Основные проблемы возрастной психологии. Проблема органической (организми-ческой) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. Факторы развития человека и их понимание в возрастной психологии. Биологизаторское и социологизаторское направления. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие человека. Проблема соотношение задатков и способностей. Проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, ре-волюционных и ситуационных изменений в психике и поведении человека. Проблема со-отношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.

Методы возрастной психологии.
Специфика исследований возрастного развития человека. Выбор условий проведения исследования возрастного развития. Лабораторные условия, зависимая и независимая переменные в них. Естественная обстановка. Выбор экспериментального плана для изучения изменений, происходящих с течением времени. Основные методы организации исследования развития человека. Метод продольных срезов (лонгитюдный план). Метод поперечных срезов. Комбинированный (когортно-последовательный) план. Методы сбора данных. Прямое наблюдение. Анализ индивидуальных случаев. Тесты достижений и способностей. Методики самоотчета. Проективные методики. Интерпретация данных психологического исследования возрастного развития и определение границ выводов. Проблема дефиниции. Проблема обобщения. Проблема смешения понятий корреляции и причинности. Методы регистрации перинатальных форм активности плода (в условиях многоплодной бе-ременности). Методы психологического исследования младенцев. Методика исследования младенцев на примере теста Бейли (шкала развития младенцев по тесту Бейли, вторая редакция – BSID, 1993). Методы исследования феноменов Ж.Пиаже. Задачи Ж.Пиаже на сохранение постоянства объекта: задачи на сохранение объема и количества, задача на сохранение длинны, задача на классификацию.

Источники и психологические закономерности психического развития в онтогенезе.
Общие закономерности психического развития в онтогенезе. Соотношение эволюционных и революционных возрастных изменений психологии и поведения людей. Биологические и средовые факторы развития. Гетерохронность и противоречия индивидуального развития. Сочетание эволюционных и инволюционных моментов в развитии. Цикличность развития. Закон чередова-ния, периодичности разных типов деятельности. Особенности психического развития на различных воз¬растных этапах. Пренатальное развитие, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, среднее детство, под-ростковый и юношеский период. Взрослость, развитие в среднем возрасте. Геронтогенез. Детерминация психического развития. Биогенетические и социогенетические направления в зарубежной психологии. Деятельностный, куль-турно-исторический, системно-эволюционный подходы к проблеме психического развития.

Концепции периодизации возрастного развития.
Обзор основных теорий развития.Социальные и биологические детерминанты - исторические альтернативы. Научные основы психологии развития (Ч. Дарвин, В. Прайер, А. Бине, Дж. Болдуин, С. Холл). Формирование основных школ психологии развития. Теории психического развития. Биогенетический подход. Теории рекапитуляции. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Социогенетический подход.
Психология развития XX века. Концепция Э. Эриксона. Когнитивные тео-рии.Генетическая психология Ж. Пиаже. Персоногенетический подход. Экологическая модель развития. Дж. Боулби, теория привязанности (этечмента) и эмоционального развития. Работы Ч. Харлоу и их влияние на теорию привязанности Дж. Болби. Основные принципы психологии развития. Континуальный характер развития. Антиципирующий характер развития. Уровневая организация развивающихся процессов. Теория стадий и переходов в развитии. Эпигенетический ландшафт Уадингтона как метафора процесса развития. Сензитивный период как механизм генетико-средового взаимодействия. Понятие критического и сензитивного периода.

Характеристика ведущих видов деятельности и их роль в развитии психики.
Ведущая деятельность как критерий периодизации психического развития, как пока-затель психологического возраста ребенка. Исследования А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина по выяснению зависимости психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности. Исследования, посвященные анализу основных типов ведущей деятельности в онтогенезе (в особенности книги В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина),

Две группы ведущих деятельностей (по Д.Б.Эльконину). Группа ведущих деятельностей, ориентирующих ребенка на нормы отношений между людьми: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.
Ведущие формы общения. Ситуативно-личностное общение. Ситуативно-деловое общение. Внеситуативно-познавательное общение. Внеситуативно-личностное общение.

Проблема кризисов возрастного развития в психологии.
Возрастное развитие человека. Понятие кризиса возрастного развития в психологии. Возрастные изменения и проблема кризиса развития. Л.С. Выготский о кризисах возрастного развития. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни). Кризис автономии - сомнений и стыда (2-3 года). Кризис инициативности - чувства вины (от 3 до 6 лет). Кризис трудолюбия - комплекса неполноценности (от 7 до 12 лет). Кризис - личностного самоопределения в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет). Кризис -интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). Кризис - забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). Кризис - удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Кризисы возрастного развития от младенчества до юношеского возраста.
Новорожденность как кризисный этап в жизни ребенка. Роды и кризис новорожденности. Процесс родов. Новорожденный. Период приспособления к новым условиям жизни. Шкала Апгар. Возможности новорожденного. Рефлексы новорожденного. Опыт деторождения. Бондинг. Комплекс оживления как основное новообразование критического периода. Слуховое сосредоточение.
Кризис 1 года. Особенности психического развития ребенка 12-ти месяцев. Аффективные реакции ребенка. Своеобразная автономная речь - главное приобретение переходного периода между младенчеством и ранним детством.
Кризис 3-х лет. Симптомы Э. Келер кризиса 3-х лет. Негативизм. Упрямство. Строптивость. Своеволие. Обесценивание взрослых. Протест – бунт. Тенденция к самостоятельности. Феномен Я – сам. Сущность перестройки взаимоотношений с взрослыми.
Кризис 6-7 лет; его феноменология и причины. Л.И. Божович о кризисе 7-ми лет. Распад прежних и становление новых форм событийности. Зарождение персональности. Рождение социального «Я ребенка». Л.С. Выготский о кризисе 7-ми лет. Обобщение переживаний ребенка. Варианты развития 6-7-летних детей по А.Л. Венгеру. Вербализм. Тревожность. Демонстративность.
Пубертатный кризис (кризис подросткового возраста) (12-14 лет). Причины возникновения, характер подросткового кризиса. Основные фазы протекания кризиса подросткового возраста. Потребность в самоутверждении. Пути преодоления кризиса подросткового возраста. Кризис независимости. Кризис зависимости. Понятие идентификации в подростковом возрасте. Идентификация и эгоидентичность во взглядах Э. Эриксона. Четыре основных типа развития неадекватной идентификации: уход от близких взаимоотношений; размывание времени; размывание способности к продуктивной работе; негативная идентичность. Патологические варианты развития в кризисе подросткового возраста. Нарушение оценки своего физического облика. Нарушению самооценки. Нарциссический кризис. Эгоцентризм.

Кризис идентичности в поздней взрослости. Выход на пенсию и особенности его переживания чловеком. Физическое увядание.
Смерть как кризис человеческой жизни. Теория «разобществления». Сознание конечности своего собственного существования. Страх смерти.
1.2. Психологическая характеристика ребенка в период младенчества и раннего детства
Младенчество как возрастной период. Характеристика ребенка в период младенчества. Появление условных рефлексов. Комплекс оживления. Развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета. Круговые реакции.
Кризис первого года.
1.3. Дошкольный возраст
Общая характеристика дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность. Становление личности дошкольника, эмоционально-мотивационной сферы, самосознания. Развитие познавательных процессов. Переход к контекстной речи. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и к словесному мышлению. Эмоциональная уравновешенность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конф-ликтов по незначительным поводам. Механизм эмоционального предвосхищения: смещение аффекта с конца к началу деятельности. Расширение круга эмоций. Соподчинение мотивов. Дифференциация эмоционального отношения и этической оценки. Способность оценивать свое поведение, попытка действовать в соответствии с усвоенными моральными нормами. Формирование самосознания: осознание своих пере¬живаний, самооценка, половая идентификация, осознание себя во времени.
1.4. Характеристика младшего школьного возраста
Ведущие виды деятельности и основные новообразования младшего школьного возраста. Кризис 7 -ми лет.
Особенности когнитивного развития в период среднего детства (от 6 до 11 лет). Когнитивные особенности развития периода среднего детства. Специфика развития психических познавательных процессов у ребенка в возрасте от 6 до 11 лет. Развитие мышления: консервация, классификация, сериация, транзитивность, развитие логического мышления. Стадия конкретных операций Ж.Пиаже. Сериация, изменение и обратимые умозаключения. Кроскультурные сравнения конкретных операций. Моральное суждение. Концепция Л.Колберга. Моральные представления. Развитие речи. Развитие восприятия и представления. Развитие восприятия. Развитие представлений. Развитие внимания. Развитие памяти. Школа и развитие познавательных процессов.

2. Психология подростков, юношей, старения и старости
2.1. Характеристика психологических особенностей подростков
Пубертатный кризис. Возрастные изменения внимания, восприятия, воображения, памяти и речи. Особенности когнитивного развития в подростковом возрасте. Специфика когнитивного развития в период подростничества и юности. Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Развитие мышления. Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте. Развитие воображения в подростковом возрасте. Развитие речи в подростковом возрасте. Пик интеллектуальных возможностей. Гипотетико-дедуктивное мышление, социальный интеллект. Основные новообразования личности подростка. Развитие самосознания. Развитие интересов в период отрочества. Интимно-личностное общение подростков..
2.2. Основные черты юношества как стадии возрастного развития.
Юность как стадия возрастного развития и психологические особенности военнослужащих юношеского возраста. Общая социально-психологическая характеристика юности. Социаль¬ная ситуация развития.
Познавательные процессы и умственные способно¬сти. Возникновение теоре-тизирования и интеллектуальных обобщений. Формирование гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия от действительности, выдвигать альтернативные гипотезы и анализировать собственную мысль. Развитие творческих способностей, формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
Психологические особенности юношеского возраста. Учебная деятель¬ность в юношеском возрасте. Смена ведущих видов деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского воз¬раста. Становление личности в ранней юности. Развитие самосознания как центральный психический процесс. Формирование самоконтроля и рост по¬требностей в достижении конкретных результатов. Расширение времен¬ной перспективы. Формирование личной идентичности, чувства индивиду¬альной самотождественности, преемственности и единства. Изменение соотношения "телесных" и "морально-психологических" компонентов "Я". Особенности эмоциональной жизни. Повышение уровня эмоциональной избирательности.

2.3. Зрелость и старость как возрастные периоды развития человека.
Взрослость как этап жизненного пути человека.
Определение понятия «взрослость». Особенности биологического и физиче-ского развития человека в период взрослости. Теории развития взрослого человека. Жизненный путь личности. Периодизация психического развития человека в период взрослости: ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость и старость.
Психическое развитие в период ранней взрослости (от 20 до 40 лет).
Особенности когнитивного развития. Развитие психических познавательных процессов в период ранней взрослости. Понятие возраста и возрастных часов. Развитие памяти, внимания, мышления и речи. Критерии когнитивной зрелости в период ранней взрослости диалектическое мышление. Обязательность и ответственность. Гибкость мышления.
Аффективная сфера. Теории эмоций. Психофизиологическая теория эмоций. Теория эмоций В. Вундта. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости. Любовь как фундаментальная человеческая эмоция. Трехкомпонентная теория любви Стернберга. Ревность, ее психологическая характеристика. Эмоции в родительско-детских взаимоотношениях. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека.
Мотивационная сфера. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости. Мотивационные установки периода ранней взрослости. Мечта. Выбор жизненной стратегии. Мотивация брака. Планирование численности семьи. Мотивация разводов. Мотивационная установка одинокого образа жизни. Мотивы выбора профессии. Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация и продуктивность деятельности. Система ценностей на пороге 30-летия. Половые различия в изменении системы ценностей.
Особенности развития Я-концепции в период ранней взрослости. Влияние условий ценности на Я-концепцию. Я.концепция как совокупность ожиданий. Роль психологических защит в Я-концепции. Я-концепция и самооценка. Дифференциация Я-концепции. Я-концепция и психологический возраст личности. Феномен «консервации возраста». Тендерные особенности Я-концепции. Внешний облик и половая самоидентичность. Развитие личного Я: идентичность, близость и генеративность. Близость и одиночество. Я-концепция и семейные отношения. Я-концепция и переход к родительству. Профессиональная Я-концепция и самооценка. Профессиональная самооценка.
Поведенческие особенности. Важнейшие сферы активности взрослого человека. Взаимодействие с физическим миром. Индивидуальный стиль поведения и деятельности. Тип личности и взаимодействие с физическим миром. Социальное поведение. Профессиональная деятельность. Семейно-врачные отношения. Родительские отношения. Досуговая деятельность. Развитие про-фессионализма. Итоги возраста.
Психическое развитие в период средней взрослости (от 40 до 60 лет).
Когнитивные особенности в период средней взрослости. Развитие сенсорных функций ощущения и восприятия. Зрение. Слух. Развитие внимания. Развитие интеллекта. Типы интеллекта. Динамика развития интеллекта. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в избежании кризиса среднего возраста.

Общие особенности Я-концепции в возрасте средней взрослости. Я-концепция самоактуализирующейся зрелой личности. Особенности самооценки личности возраста средней взрослости. Когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки. Взаимодействие частных и общих самооценок. Временной аспект самооценки. Я-образ и самооценка. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки. Особенности Я-концепции и самосознания пограничной личностной структуры. Я-концепция и перемена ролей. Эксперименты, подтверждающие концепцию самопрезентации.
Поведенческие особенности средней взрослости. Взаимодействие с физическим миром. Социальное поведение. Социальное поведение и трудовая деятельность. Профессионализм. Профессионализация и развитие личности. Смена профессиональной деятельности. Особенности поведения в семейной жизни. Взаимоотношения с супругами. Взаимоотношения с детьми. Взаимоотношения с родителями. Досуг в период средней взрослости. Итоги возраста.
Психическое развитие в период поздней взрослости и старости (от 60 до 75 лет).
Особенности развития когнитивной сферы в период поздней зрелости и ста-рости. Развитие ощущения и восприятия. Изменение слуховой чувствительности. Нарушение зрения. Динамика психофизических функций. Развитие высших психических процессов. Развитие мышления. Мудрость. Причины снижения интеллектуальных функций. Деменция. Болезнь Альцгеймера: симптомы заболевания, микроинсульты. Косвенные причины ослабления интеллектуальных функций. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.
Направления развития эмоциональной сферы человека периода поздней зрелости и старости. Старение и специфические изменения эмоциональной сферы. Основные типы приспособления к старости. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости. Смерть. Эмоциональное воздействие.
Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и ста-рости. Смена мотивов у пенсионеров. Чувство удовлетворенности жизнью и мотивационное здоровье. Физическое здоровье. Экономическое положение. Позитивное функционирование. Реализация потребности в удовлетворении, которое раньше давала работа. Мотивация семейных отношений. Мотивация супружеских отношений. Отношения с внуками. Взаимоотношения с братьями и сестрами.
Особенности Я-концепции в период поздней взрослости и старости. Влияние социальных стереотипов на Я-концепцию. Я-концепция поздней взрослости как совокупность установок на себя. Теории «относительности» старения. Концепция Э. Эриксона. Специфика Я-образа на этапе старения. Определяющее условие развития Я-концепции в старости. Адаптивное (продуктивное) старение. Неадаптивный процесс старения.
Факторы, определяющие поведение человека в период поздней взрослости и старости. Снижение психофизических возможностей. Половые особенности. Индивидуальные особенности человека и тип личности. Теория «разобществления». Материальное благосостояние. Утрата близких и одиночество. Сознание конечности собственного существования. Взаимодействие человека с физическим миром. Сужение жизненного пространства. Взаимодействие с предметами. Социальное поведение. Поведение в семье. Ре-лигиозность. Счастливая старость.
Смерть и умирание. Страх смерти. Этапы умирания (классификация Кювлер-Росс). Галлюцинации умирающих и посмертные переживания. Добровольный уход из жизни. Автоэвтаназия. Итоги возраста.

РАЗДЕЛ III. «Социальная психология»
1. Социальная психология в системе научного знания
1.1. Социальная психология как наука.
Предмет, проблемы и задачи социальной психологии. Методы исследования и методы воздействия. Социальное взаимодействие людей как объект социальной психологии. Социально-психологические явления. Виды социально-психологического знания. Структура социальной психологии как науки. Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Закономерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы. Методология и методы социальной психологии. Соотношение психологического и социологического знания. Взаимосвязь социальной психологии с социологией и общей психологией. Объективные основания «двойственного» положения социальной психологии. Взаимос¬вязь социальной психологии с другими науками и отраслями психологии. Современные представления о предмете социальной психологии. Теоретичес¬кие и практические задачи социальной психологии.

Сущность и виды межличностного конфликта.
Понятие межличностного конфликта. Виды межличностного конфликта. Структура межличностного конфликта. Конфликтная ситуация и конфликтное по-ведение. Стратегии и исходы конфликтного взаимодействия. Динамика конфликта. Функции конфликта.
2.2. Группа как объект и предмет социальной психологии
Проблема группы в социальной психологии. Методологическое значение принципа деятельности для исследования групп в социальной психологии. Группа как система совместной деятель¬ности. Понятийный аппарат для описания структуры группы в социальной пси¬хологии. Основные характеристики группы. Классификация групп, изучаемых социальной психологией. Формальные и неформальные группы. Общности и группы. Психологические признаки общности, возникнове¬ния "Мы" - чувства. Черты сложившейся группы. Группы и организации. Феномен "группового сознания.

Основные процессы динамики малых групп.
Структура малой группы. Собственно групповые и личностные компо¬ненты структуры малой группы. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Меха¬низмы формирования малых групп. Основные теоретические модели развития малой группы. Двухмерные (Б.Такмен) и одномерные (Мабри) модели развития малой группы о соотно¬шении деловой (инструментальной) и экспрессивной (эмоциональной) сфер жизнедеятельности малой группы. Феномен группового давления.

2.3. Социальная психология личности.
Социально-психологические теории личности
Традиции исследования личности в социальной психологии. Различия постановки проблемы личности в социальной психологии, социологии и об¬щей психологии (Г.Андреева). Содержание социально-психологического исследования лич¬ности. Деятельность, общение, самосознание - как основные сферы разви¬тия личности. Проблема прогнозирования социального поведения.

Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и пове-денческий компоненты социальных установок. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения. Проб¬лема изменения социальных установок, ее теоретические и практические аспекты.
Социальные стереотипы и предрассудки личности. Классические исследования социальных стереотипов (У.Липпман, Г.Олпорт). Виды стереотипов (автостереотип и гетеростереотип) и их функции в социальном поведении личности. Сравнительный анализ стереотипов и установок. Понимание социального предрассудка. Функции и основные сферы проявления предрассудков (расовые, этнические, профессиональные, половозрастные отношения). Представления У.Дюбуа и Г.Олпорта о социальных предрассудках.

РАЗДЕЛ IV. «Психодиагностика»
1. Психологическая диагностика как научная дисциплина и практическая деятельность
1.1. Общее представление о психодиагностике
История становления психодиагностики.
Значение термина «психодиагностика». Предыстория психодиагностики. Об-щественно-исторические и научные предпосылки выделения психодиагностики в самостоятельную область научного знания и вид практической деятельности. Вклад Ч.Гальтона, Дж.Кэттела, Г.Эббингауза, Э.Крепелина, Г.Россолимо, Г.Роршаха в развитие психодиагностики за рубежом. История развития отдельных методов психодиагностики: тестов, контент-анализа, личностных опросников. Возникновение проективной психодиагностики. Развитие психодиагностики в России. Вклад А.А.Токарского, Г.И.Россолимо, А.Ф.Лазурского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина, А.Г. Шмелева, Л.Т. Ямпольского, Л.Н. Собчик, В.В. Столина, А.Е.Личко, А.В. Петровского и др. в развитие психодиагностики в России.

Сфера применения психодиагностики и ее основные задачи.
Психодиагностика как область психологической науки и важнейшая форма психологической практики. Применение психодиагностики в системе образования, современного менеджмента, консультирования. Структура современной психодиагностики. Деление психодиагностики на научно-исследовательскую и научно-практическую. Основные отличия методов практической диагностики от исследовательских. Понятие о психодиагностическом обследовании, его отличие от диагностического иссле-дования.
Типология психодиагностических ситуаций и задач.
Основания для выделения психодиагностических ситуаций и задач. Ситуация консультирования, аттестации, отбора и принудительного обследования. Ситуации, выделенные на основании пользователя психодиагностической информации. Структура психодиагностической задачи.

Психологический диагноз и методы его постановки.
Структура психодиагностического процесса. Получение диагноза как основная цель психодиагностики. Предмет психодиагностического заключения. Иерархическое строение объекта психодиагностики и многозначность причинно-следственных связей между его элементами. Диагностические признаки и диагностические факторы. Три уровня диагностических заключений. Описательно-симптоматическая диагностика и причинная диагностика. Понятие о диагностическом выводе. Диагностические категории. Состояние объекта психодиагностики. Значение психичеческой нормы для постановки психодиагностического заключения. Основные требования к психологическому заключению.

Этические требования к психодиагностическому обследованию.
Определение профессионально-этических норм. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Принцип научной обоснованности психодиагностической методики. Принцип ненанесения ущерба. Принцип объективности выводов. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций. Принцип комплексной диагностики. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик. Личностные и профессиональные качества психодиагноста. Морально-этические нормы при проведении обследования. Тестирование больных, несовершеннолетних.
Руководитель научного направления 521000 (030300.62) «Психология»
_______________ д. психол. н., профессор,
Сыромятников И.В.
20 апреля 2014 г.

Рассмотрено и одобрено
к применению в учебном процессе
на заседании Ученого совета СГА
протокол № 8 от 11 мая 2010г.